Девиз нашей средней группы:
Пчелка – ты, и пчёлка – я!
Пчёлки – все мои друзья!
Заниматься нам не лень!
Пчёлки трудятся весь день!
Маленькие пчелки не сидят без дела
Знания получают и несут их смело
В играх,песнях,спорте ловко применяют.
Маленькие пчелки учатся играя.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5лет.
Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности ребенка 4-5 лет.
Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга.
К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.
С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру ( страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.)
В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.
Общение ребенка 4-5 лет.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.
Развитие психических процессов в 4-5 лет.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок
понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.
Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).
Организация развивающей
предметно-пространственной среды
в средней группе
Развивающая предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.д.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Назначение и цели организации РППС ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью, целостной образовательной сферы дошкольной организации.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- Охрану и укрепление физического п психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для реализаций программы ФГОС, а также материалов, инвентаря и оборудования для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
- Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности общения;
- Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В соответствии с ФГОСДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1. Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное н оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категории детей, экспериментирование с материалами. Доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2. Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования уставляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4. Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивающим все основные вид детской активности:
5. Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы п правила пожарной безопасности.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы), развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.
Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Нормативные требование по организации развивающей
предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде¬миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде¬миологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03¬-51-¬46ин/14-¬03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Оснащение центров группы (предметно-развивающая среда)
Физическое развитие
Центры активности |
Содержание |
|
Мешочки для метания |
Для катания, бросания, ловли |
|
Комплект элементов полосы препятствий |
Для общеразвивающих упражнений |
|
Кольцеброс |
Для катания, бросания, ловли |
|
Комплект разноцветных кеглей |
|
|
Скакалка детская |
Для прыжков |
|
Мячи резиновые (комплект) |
Для катания, бросания, ловли |
|
Обруч пластмассовый малый |
|
|
Познавательное развитие
Центры активности |
Тип оборудования |
Наименование |
|
|
Центр конструктивной деятельности |
Конструкторы |
Крупный строительный конструктор. |
|
|
Средний строительный конструктор |
|
|
||
Конструкторы типа «Лего» |
|
|
||
Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей. |
|
|
||
Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. |
|
|
||
Плоскостные |
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования |
|
|
|
Мозаики |
Мелкая мозаика с картинками - образцами |
|
|
|
Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина, Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) |
|
|
||
|
||||
|
||||
|
||||
Центр науки, экологии и экспериментирования |
Набор для эксперименти рования
|
Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники. |
|
|
Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки. Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки). Зеркальце для игр с солнечным зайчиком |
|
|||
Набор для труда |
Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки. Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки. |
|
||
|
Картина сезона, модели года и суток. |
|
||
Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. |
|
|||
Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие: - поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками); - способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.; - величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.); - способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон); - видов одного рода – бегонии, фуксии. |
|
|||
Парные картинки типа лото (количество элементов в каждой игре от 2-4) |
|
|||
Наборы объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» |
|
|||
Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей малыш?» |
|
|||
Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д. |
|
|||
Центр математики |
Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. |
|
||
Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), |
|
|||
Блоки Дьенеша. |
|
|||
Палочки Кюизенера. |
|
|||
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов). |
|
|||
Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов) |
|
|||
Часы с круглым циферблатом и стрелками. |
|
|||
Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр. |
|
Речевое развитие
Центры активности |
Содержание |
Речевой центр
|
Д/и на уточнение качеств предметов и явлений – н-р Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий. (Дидактическое лото «Что для чего»); на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю). Картинки перевертыши на многозначные слова (открывают дверь шариковой ручкой, на ежике – швейные иглы и пр); игры на уточнение понятий – «Кто что делает?» (котенок – лакает, петух – кукарекает) |
Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей |
|
Карточки на произнесение согласных звуков, фотографии детей и взрослых, правильно произносящих согласные звуки |
|
Д/и на употребление существительных во множественном числен в родительном падеже – например линейка с окошечком – «Чего или кого не стало?»; предметные картинки и наборы для усвоения категорий среднего рода. Серии картинок из альбома О,И, Соловьевой «Говори правильно» на несклоняемые имена существительные; Макетирование сюжетных картинок на оформление предложения и его распространение (Мальчик делает девочке бумажную лодочку) – на контуры накладываются выбранные ребенком компоненты картинки; Лото с детенышами животных, включая неназывные (детеныш обезьяны, жирафа); |
|
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). |
|
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). |
|
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). |
|
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата |
|
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). |
|
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). |
|
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) |
|
Набор карточек с изображением предмета и названием. |
|
Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик |
|
Детские книги по программе, любимые книжки детей. |
|
Ламинированные иллюстрации, портреты детских писателей |
Социально – коммуникативное развитие
Центры активности |
Содержание |
||
Центр игры
|
Игрушки и наборы для сюжетно – ролевой игры |
Работники муниципальных служб |
|
Игровой детский домик |
|||
Лейка пластмассовая детская |
|||
Служебные машинки различного назначения |
|||
Комплект транспортных средств |
|||
Грузовые, легковые автомобили |
|||
Дидактическая кукла-девочка в одежде с застежками и шнуровкой |
|||
Кукла в одежде |
|||
Комплект мебели для игры с куклой |
|||
Комплект приборов домашнего обихода |
|||
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин» |
|||
Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике |
|||
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская» |
|||
Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами |
|||
Комплект кухонной посуды для игры с куклой |
|||
Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт |
|||
Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» |
|||
Комплект игровой мягкой мебели |
|||
Пазлы |
|||
Лото |
|||
Центр безопасности |
Дорожная безопасность |
Игрушка «Светофор» |
|
Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов |
|||
Средний транспорт. |
|||
Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели. |
|||
Небольшие игрушки (фигурки людей, животных). |
|||
Опасности в быту |
Картинки с изображением опасных предметов |
||
Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций |
|||
Игра «Что лишнее?» |
|||
Игра «Опасно – не опасно» |
|||
Игра «Пожарные» |
|||
Человек и природа |
Сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе |
||
Игра «Полезное - вредное» |
|||
Игра «Собери грибы в корзинку» |
|||
Художественно – эстетическое развитие
Центры активности |
Содержание |
Центр изобразительной деятельности
|
наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков |
краски (гуашь, акварель, пищевые красители) |
|
кисти для рисования, для клея |
|
палитра, емкости для воды, красок, клея |
|
салфетки для вытирания рук и красок |
|
бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций |
|
глина, пластилин (не липнущий к рукам) |
|
печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров |
|
трафареты для закрашивания |
|
стенд для демонстрации детских рисунков и поделок |
|
альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства |
|
картинки с красочными иллюстрациями, репродукции |
|
Центр музыки и театра |
Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов |
Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, , ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны |
|
Аудиосредства ( музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений) |
|
Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.) |
|
Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой) |
|
Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов. |